RAIN. Простой алгоритм борьбы со стрессом

Алгоритм борьбы со стрессом RAIN — понятный и эффективный способ быстро овладеть собой в стрессовой ситуации. То, что вызывает стресс используется, как ресурс для борьбы с самим стрессом.

RECOGNITION (осознание/определение)
Посмотрите со стороны на то что происходит с умом, душой и телом. Постарайтесь понять, осознать и определить это состояние.

ACCEPTANCE (принятие/согласие)
Признайте стресс и не сопротивляйтесь ему.

INVESTIGATION (исследование)
Спокойно проанализируйте свои чувства, мысли и реакции.

NON-IDENTIFICATION («неотождествление»)
После осознания, принятия и исследования дистанцируйте себя от мыслей и чувств, спровоцированных стрессом.

Например: «Мне кажется, что это — конец света, но ведь это не так» или «Я готов убить эту тварь, но ведь я не сделаю этого, а смогу найти другое решение, достойное умного мыслящего человека»
smile emoticon

Времени больше нет?

Физики сделали шокирующее заявление — времени не существует. Для человека время определённо существует: мы просыпаемся утром, двигаемся вперёд во времени в течение дня и в какой-то момент ложимся спать, а во сне тоже продолжаем двигаться вперёд во времени.

Старая пословица «время не ждёт» кажется вполне справедливой, не так ли?

Проблемы начались, когда общая теория относительности Эйнштейна, описывающая законы физики в больших масштабах, столкнулась с квантовой физикой — областью, которая пытается описать мельчайшие частицы во Вселенной, и теория корпускулярно-волнового дуализма, утверждающая, что свет одновременно является и волнами, и частицами, впервые подверглась проверке.

В течение долгих лет физики пытались объединить две несоответствующие друг другу области путём составления Великого Объединяющего Уравнения, полагая, что, несмотря на масштаб, всё во Вселенной должно быть связано между собой — от частиц до галактик.

 

Брайс-Де Витт (второй слева)

 

Чуть больше 40 лет назад два гениальных физика Джон Уилер и Брайс-Де Витт разработали такое уравнение. Тем не менее, их открытие сразу показалось спорным, потому что если уравнение правильное, то такого понятия, как время, вообще не существует на самом фундаментальном уровне материи.

Хотя концепция сбивает с толку, она, кажется, может быть правдой, и то, что мы субъективно воспринимаем как «время», на самом деле является измеримым эффектом глобальных изменений мира вокруг нас. И чем больше мы углубляемся в мир атомов, протонов и фотонов, тем менее актуальным становится понятие времени.

Это мнение подтверждается Национальным институтом стандартов и технологий. НИСТ — хранитель самых точных в мире атомных часов, по которым сверяются все остальные часы во всём мире. Учёные из НИСТ утверждают, что их сверхточные часы не измеряют время вообще: время определяется отметками на часах. По сути, время позволяет нам создать порядок в жизни: не придумай мы такое понятие, как «время», вокруг был бы полный хаос.

Физика вроде с этим согласна.

Учёные из научно-исследовательского центра Бистра в Птю, Словения, выдвинули теорию, что ньютоновская идея времени как абсолютной меры, которая движется сама по себе, а также что время является четвёртым существующим измерением – неверны. Они предложили заменить эти концепции времени новым взглядом, который лучше соотносится с физическим миром: время – это всего лишь нумерологический порядок физических изменений.

Но давайте еще копнем глубже в этом направлении …

Современная философская наука определяет пространство и время как всеобщие формы существования, координации объектов. Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время лишь одно — направление от прошлого через настоящее к будущему. Пространство и время существуют объективно, вне и независимо от сознания.

По этому определению время — ещё одна форма существования объектов. Вторая форма.

Но может ли быть вторая форма существования? Может ли существовать кусок древесины и в форме стула и вместе с тем в форме стола?

Не проясняет вопроса и формулировка: время имеет лишь одно измерение — это направление от прошлого через настоящее к будущему.

Что такое будущее? Будущее ирреально, оно не существует в реальности, это образ.

Настоящее тоже условно, и может находиться где-то на стыке между будущим и прошлым, с нулевыми координатами.

Прошлое — это то, чего уже нет, это скорее символ, тот же образ. Все эти понятия не имеют физического смысла, что ставит под сомнение и само понятие времени как формы существования материи.

В науке главным аргументом является опыт. Кто и когда ставил эксперименты, доказывающие существование времени в природе?

Похоже, никто не делал этого, боясь оказаться в роли человека ищущего чёрную кошку в тёмной комнате, где её может и не быть. На некоторых примерах мы попытаемся прояснить эту проблему.

Движение Земли во времени

В природе всё движется и постоянно изменяется. Планета Земля, пройдя отрезок пути по своей орбите, не только изменяет свои координаты в пространстве, но и изменяется сама. Она становится другой.

Мысленно зафиксировав Землю в какой-либо точке, мы не получим её такой же в любой другой точке. Поэтому можно ли говорить о том, что Земля прошла такой-то отрезок пути за такое-то время когда «той» Земли уже нет?

Мы не можем вернуться «во вчера» Земли не потому, что время имеет одно направление, а потому, что «вчерашней» Земли уже нет. Она, как и всё в природе меняется постоянно.

День и ночь. Времена года.

Наблюдатель, находящийся в средних широтах на Земле видит день и знает, что несколько часов назад была ночь. Из своего опыта он делает логичное заключение, что по прошествии нескольких часов ночь наступит снова.

Отсюда он делает вывод о периодичности происходящих событий, и что они существуют во времени. Также для него периодически существуют во времени лето и весна, зима и осень.

Но если этого наблюдателя поместить в космический корабль, летящий по орбите вокруг Солнца, то смены дня и ночи он наблюдать не будет. День у него всегда будет со стороны корабля, обращённой к Солнцу, и ночь на противоположной стороне. Периодичность в таком случае пропадает.

Находясь на экваторе Земли, наблюдатель не сможет определить смены времен года. На экваторе их нет.

Отсюда следует, что периодичность смены дня и ночи, а так же времён года не могут служить подтверждением объективно существующего времени.

Звук

Очень убедительным подтверждением существования абсолютного времени является звук. Он существует продолжительно, от возникновения до угасания. Из чего делается вывод, что звук существует во времени.

Появляется звук при вибрации вещества (струна и тому подобное) и распространяется в волновых колебаниях воздуха.

Звук существует в газовой среде, воде и твёрдых веществах в виде слабых механических возмущений. Субъективно оценивая продолжительность процесса звучания, мы отождествляем его со временем.

На ближайшей соседке Земли, Луне нет воздуха, нет там и звука. Звука нет нигде во Вселенной. Поэтому, услышав звук, в воздухе находясь на Земле, делать вывод, что звук существует во времени логично, но субъективно.

Живая природа

Общеизвестно, что всё живое на Земле живёт и развивается во времени. Всё имеет своё начало и конец. Зерно, посаженное в землю, прорастает и развивается. За какой промежуток времени росток достиг своей зрелости?

Природа не ставит так вопрос. Всё живое растёт и развивается, сообразуясь с законами живой природы. Нельзя отрывать период с момента посадки зерна до его созревания от общего процесса жизни и полагать, что этот период и есть время.

Этот период является частью общего процесса развития Земли, созревания почвы, посадки зерна, его созревания. Зерно затем упадёт в землю и даст новую жизнь, и так без конца.

И здесь понятие времени выглядит субъективным. Заблуждение состоит в том, что процесс развития обосабливается и отождествляется со временем.

Часы

Ричард Фейнман (1918-1988), американский физик-теоретик, один из основателей квантовой электродинамики придерживался определения: время — это просто часы.

«Московское время 12 часов, — слышим мы по радио, — в Новосибирске 16 часов, во Владивостоке 19 «. У японцев в Токио разница с Москвой всего пять часов. Им так удобнее.

Что же это за такое абсолютное понятие Время, с которым можно так вольно обращаться? Поищем ответ на этот вопрос. Для этого произведём эксперимент. Мысленно.

Представим, что мы на стадионе и видим, как спортсмен пробежал стометровку за 11 секунд. Во втором забеге он улучшил свой результат до 10,5 секунд. Что же произошло?

Произошло вот что: второй раз спортсмен бежал быстрее, и время его забега сократилось. Время величина вторичная, время зависит от того, как быстро бежал спортсмен и расстояния.

Оставим пока понятие абсолютного времени в покое, а сами вернёмся к удобному для понимания бытовому времени. Возникновение его в сознании человека уходит в глубь веков, с ним удобно, и человечество всегда старалось держать его под контролем.

Изобретали и строили всевозможные приборы: солнечные, водяные и песочные часы, маятниковые часы с гирей. Изобрели пружинные часы, хронометр, секундомер и, наконец, электронные и атомные часы. И все они заменяют нам то, чего нет в природе.

На Руси не было понятия времени. Говорили так: встретимся на два лаптя. Это когда твоя тень будет равна длине двух твоих лаптей. Причём у людей разного роста и длина лаптя разная, но пропорциональна его росту. Получалось довольно точно, но лишь в солнечную погоду.

Из прошлого в будущее

Говоря о времени неплохо вспомнить слова из песни: «…Есть только миг, между прошлым и будущим…» — миг это ничто. Строго говоря, настоящего нет, оно не существует. Будущее постоянно перетекает в прошлое. В настоящем, в этом миге, в этом ничто и находится время, точнее иллюзия существования времени.

Если определить время как понятие, охватывающее прошлое и будущее, то оно состоит из прошлого, которого уже нет и будущего, которого ещё нет. В таком случае время состоит из двух величин, которых нет. Следовательно, нет и целого.

Время рядом?

Время существует всегда и везде. Созданное человеческим разумом время обступает нас со всех сторон: в повседневной жизни, в науке, искусстве, философии.

В философском осмыслении бытия материи мы соглашаемся с тем, что одна из мельчайших частиц вещества — атом, медленно движется в пространстве и что движение и пространство, быстрота и расстояние определяют время.

Но тут же из подсознания возникает контраргумент: всё существует во времени! Время существует всегда! И неосознанно время делается каким-то надпространственным образованием, время становится неким всепоглощающим монстром и только потому, что временем переполнено подсознание.

Предположить, что время существует параллельно с пространством тоже нельзя потому, что пространство бесконечно. Ничто, в том числе и время не может существовать «рядом» с пространством.

Самолёт

В небе с рёвом пролетел самолёт. Наблюдатель на земле полагает, что пока самолёт летел из одной точки неба в другую, прошло время. Такова нормальная повседневная оценка события.

Первопричиной этого события был Разум, создавший самолёт, аэродромы и наземные службы. Самолёт был создан для перевозок. Пока он стоит на земле время для него отсутствует.

Когда же самолёт наберёт скорость и взлетит то, так называемое, полётное время будет зависеть от скорости и проделанного самолётом пути. Время величина производная. Сначала была скорость, быстрота.

Большой взрыв

Если рассматривать гипотезу о Большом взрыве, в результате которого появилась Вселенная, то возникает вопрос: когда появилось время? До взрыва, в момент взрыва или когда появился хомо сапиенс, человек думающий? Создатели гипотезы ответа не дают.

Человек думающий задаёт вопрос: если Время когда-то появилось, то в виде чего? И с какими свойствами?

Нам могут ответить, что Время — это промежуток между двумя событиями. Но этот промежуток появляется только в результате осмысливания его человеком. Если мы не фиксируем их в нашем сознании, то объективно события разнесены в пространстве с необратимым движением материи.

Время возникает в нашем сознании. И наше сознание подменяет необратимость движения материи — течением времени, полагая, что это и есть свойство Времени.

Не менее интересна теория анизотропной Вселенной, по которой материя сжимается и расширяется в разных частях Вселенной.

Подтверждением сжимающейся материи могут служить чёрные дыры, в которых пространство и время сжимаются. Как следствие появляется тезис об изменении направления времени: в чёрной дыре оно становится обратным.

Во времени с изменённым направлением последующее событие должно произойти раньше предыдущего. Образно говоря, под влиянием времени в чёрной дыре можно увидеть, как оживает умерший человек, как он молодеет и возвращается туда, откуда родился.

Тем самым можно поставить под сомнение всю стройную теорию анизотропной Вселенной, если не принять во внимание иллюзорность существования времени.

 

Маятник Фуко

Маятник, совершая колебательные движения, очень наглядно иллюстрирует наличие объективно существующего времени. Находясь в крайней точке, он как бы замирает, и затем движется к другой своей крайней точке.

Маятник Фуко
Если маятник Фуко там будет висеть неподвижно, мы увидим, что время остановилось (фото с сайта spauda.lt).
Он перемещается в пространстве и времени. Для прохождения из одной крайней точки до другой маятнику нужно время.

Более того, если посмотреть на маятник Фуко, мы увидим и графическое изображение времени в виде полос оставленных на песке металлическим стержнем, укреплённом на шаре маятника.

Каждая последующая полоса несколько повернута по отношению к предыдущей полосе. Концы этих полос располагаются на некотором расстоянии друг от друга. Это хорошо видно любому наблюдателю.

Но если этот наблюдатель захочет поделиться с нами своим открытием и пошлёт за нами в Москву, то когда мы приедем в Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, где находится маятник, то маятник там будет висеть неподвижно, и мы увидим, что время-то остановилось!

Если маятник поместить на любом космическом теле, эффект будет тот же: маятник будет останавливаться и не только потому, что существует сопротивление воздуха на Земле, но и потому что существует трение, гравитация и не может существовать вечный двигатель.

На бытовом уровне

Сел человек на диван, посмотрел телевизор и встал с дивана. Между «сел» и «встал» прошло время, полагает человек. Он вышел на улицу и перешёл на другую сторону. Пока он переходил улицу, прошло время, рассуждает человек.

Непрерывный процесс жизни человек неосознанно дробит на отдельные события и промежуток между ними воспринимает как время.

Все процессы, от мельчайших, происходящих в жизни человека, до глобальных, таких как вспышки на Солнце, существуют независимо от времени. Обнаружив две вспышки на Солнце, мы воспринимаем промежуток между ними как время.

Неосознанно выделяя промежуток между вспышками из всего процесса существования Солнца, мы впадаем в иллюзию существования времени.

От части к целому

Наши мыслительные процессы невольно расставляют вехи, ориентиры. Человек не может охватить всё сразу. Мы видим большое здание, и наш взгляд начинает скользить по его деталям. По этим деталям мы судим о здании в целом. И вот здесь кроется возможность ошибки.

При ближайшем рассмотрении здание может оказаться бутафорией, сделанной на кинофабрике. В этом макете нельзя жить. Сделав обобщение по деталям, можно сделать ошибочные выводы о целом.

В мировом пространстве обнаружены сжимающиеся и разбегающиеся Галактики. После сжатия, вероятно, происходит взрыв и появляется новая звезда, идёт процесс расширения. В другом месте появляется ещё одна, и мы делаем вывод, что одна звезда появилась раньше, а другая позднее во времени.

На самом деле процессы сжатия и расширения происходят постоянно. Они многочисленны и не совпадают по амплитуде. В противном случае Вселенная была бы однородной.

Поставив вехи в моменты обнаружения новых звёзд, мы поддаёмся, иллюзии времени, в котором разнесено их появление и, обобщая, говорим, что и сами звёзды и Галактики существуют во времени.

Труба

В Сибири построили нефтяной трубопровод длиной несколько сотен километров. В него стали закачивать нефть. На другом конце нефтепровода нефть будет нескоро. Мы говорим, что должно пройти время, пока нефть появится у потребителя. Вот аргумент, говорящий в пользу существования времени. Но не будем спешить.

Время в нашем случае характеризуется задержкой между моментом включения насоса и появлением нефти на другом конце трубы. Что послужило причиной такой задержки?

Сначала ответим на вопрос, что послужило причиной перекачки нефти. Первопричиной был Разум, создавший насос для перекачки, трубы и сопутствующее оборудование. Когда начал работать насос, нефть в силу своей вязкости, не могла сразу появиться на другом конце трубы.

Если бы в такую же трубу стали закачивать газ, он прошёл бы это же расстояние быстрее. В стекловолоконном кабеле свет преодолел бы это расстояние почти мгновенно. Задержку нефти вызывают вязкость, трение в трубе, турбулентность и тому подобные объективные причины.

При равных прочих условиях время прохождения для разных веществ по нашей трубе различно, но добавим, что время — измеренное, а не абсолютное.

Процесс перекачки нефти существует объективно, но если мысленно из этого процесса убрать трубу, исчезнет мотивация ожидания, а с ней и время.

Ньютон о времени

Исаак Ньютон в своих «Математических началах» 1687 года различает:

1. Абсолютное, истинное, математическое время, иначе называемое длительностью.

2. Относительное, кажущееся или обыденное, время — это мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни: час, день, месяц, год.

Подчеркнём: абсолютное математическое время в природе не существует. Математика, созданная человеческим разумом — это только отображение природы в скалярных, числовых величинах. Осмысливая первое определение Ньютона, надо не попасть в логическую ловушку: время абсолютно и…ускользает от внимания второе определение времени Ньютона. На самом деле второе определение поглощает первое.

В теоретических разработках мы всегда попадаем в «ньютонову ловушку» и рассуждаем о времени как о чём-то реально существующем.

Движение материи характеризуется быстротой. В случае необходимости сравнить быстроту движения двух тел надо определить им одинаковые отрезки пути и ввести какую-то общую условную величину сопоставимую с ритмичными природными процессами.

Обычно используют суточное вращение Земли. Одна 1440-я часть — минута. Это и есть та условная величина (время), с помощью которой можно сравнить быстроту движения наших исследуемых тел.

Для удобства мы путь делим на время и получаем скорость. Но делить путь на время — это такая же нелепость с точки зрения математики, как делить окрошку не на порции, а на велосипеды.

Философ Эммануил Кант (1724-1804) утверждал, что времени как такового вообще не существует, что оно представляет собой лишь одну из форм человеческого восприятия окружающего мира, так называемую реляцию.

Пчёлы во Вселенной

Теория относительности Эйнштейна обнаруживает тот факт, что одновременность событий не абсолютна, а относительна. Данное мгновение не может охватывать всю Вселенную. Одного и того же мгновения для всего мира не может быть. В мире нет единственного «сейчас», разделяющего все прошлые события и события будущего. Каждая система имеет своё «сейчас», своё прошлое и будущее.

Таких систем в мире должно быть необозримое множество. Но достаточно взять две системы, чтобы понять, что между ними должна быть граница существования времени. Всё мировое пространство в таком случае будет напоминать пчелиные соты, каждая со своим временем и пространством. К такому выводу нас приводит иллюзия существования времени.

В ОТО Эйнштейна утверждается, что в результате гравитации искривляются пространство и время. Трудно оспаривать великого маэстро, но указать на неточность мы обязаны.

Пространство по определению бесконечно, и бесконечность, не имеющая границ, не может искривляться. Структура пространства может под воздействием гравитации в каких-то частях уплотняться и, как следствие, разряжаться в соседних областях. Могут искривляться траектории движущихся тел, но не само пространство.

Время не может искривляться, потому что его просто нет в природе.

Кто открыл в природе время и где зарегистрировал своё открытие? Какими свойствами обладает время? Определение времени как длительность, продолжительность какого-либо процесса требует инструмента для его измерения.

Если мы начнём замерять время между какими-либо фазами состояния вещества с помощью ритмично работающего механизма, допустим, часов, то время всегда будет отличаться при разных его замерах.

Потому что следующий замер будет происходить в «другое» время. В эксперименте будет своё время, мы сами будем тоже в своём времени и тот, кто не участвует в эксперименте, тоже будет жить в своём времени.

Остаётся надеяться на какое-то Всемирное время, которого, исходя из специальной теории относительности, не может быть. Не может быть единого «сейчас» в силу того, что никакая информация не может передаваться со скоростью большей, чем скорость света. В каждой системе отсчёта будет своё время (условное), говорил Эйнштейн.

Чему учит учебник

В любом школьном учебнике физики мы находим диаграмму движущегося тела. В диаграмме в рамках евклидовой геометрии в виду невозможности изобразить на плоскости трёхмерное пространство отбрасывается аппликата, и на её месте изображается координата времени.

Типичная пространственно-временная диаграмма
Типичная пространственно-временная диаграмма
Если Время существует в природе, то координату времени так изображать нельзя, потому что на диаграмме время в нулевой точке координат попадает внутрь материи, или наоборот — материя находится внутри времени.

Но если мы понимаем, что Время — понятие условное, то условная координата времени имеет право быть!

На этом примере мы ещё раз убеждаемся в том, как велика иллюзия существования Времени.

Подведём предварительные итоги

На бытовом уровне существование времени очевидно и не вызывает сомнения. На основании очевидности делается логический вывод, который и укореняется в массовом сознании: Время было, есть и будет.

Этот вывод, в котором доминирует психологический фактор, не основывается на объективных данных, эксперименте, почему и даёт искажённую картину понимания сущности времени, выглядящую достоверно. Здесь и кроется иллюзия существования времени.

В этой связи нельзя не вспомнить нашего соотечественника русского философа Владимира Сергеевича Соловьёва (1853-1900).

Он определял время как основное условие всякого конечного существования и говорил, что время не допускает ни эмпирического (основанного на опыте) объяснения происхождения, ни рационального (рассудочного) определения его сущности.

И когда говорят, что время есть порядок явлений в их последовательности (читай — во времени), то определение оказывается явной тавтологией: время определяется временем .

Все философские объяснения времени, не представляющие пустого тождесловия, имеют метафизический характер и будут рассмотрены под именами философов.

Теория Фазы, или как доказать отсутствие несуществующего?

Наш разум в движении материи обычно выделяет отдельные её состояния, и промежуток между ними человек воспринимает как время. Последовательные состояния материи в сознании человека сливаются в единую «реку времени».

Аналогом этого движения может служить киноплёнка, на которой запечатлены отдельные моменты движения тела. При скорости проекции 25 кадров в секунду (правильнее сказать в одну 86400-ю часть обращения Земли вокруг своей оси) в нашем мозге движение тела становится слитным, постоянным.

На отдельных кадрах мы видим образ уже не существующего прошлого в его фазах. Зафиксировать будущее нельзя, поскольку его нет в природе.

Любое движение можно рассматривать как состоящее из отдельных фаз. Поэтому можно сказать, что материя находится в постоянном фазовом движении.

Наиболее наглядным примером являются фазы Луны, которая каждую ночь предстаёт перед нами в своей новой фазе. Процесс роста растений складывается из прорастания семян, роста стебля, появление листьев и так далее. Он наглядно иллюстрирует фазовое развитие биологических объектов. В животном мире мы также наблюдаем фазовое развитие особи.

Фазы Луны

Фазы Луны наиболее наглядно иллюстрируют фазовое развитие биологических объектов (иллюстрация с сайта sanford.com).
Понятие «фаза» настолько естественно, что о нём не принято говорить. Но в данном случае оно акцентирует внимание на том, что любое движение, кажущееся слитным, на самом деле состоит из отдельных отрезков именуемых фазами.

Теперь становится ясным, что промежуток между фазами состояния объектов надо рассматривать как расстояние между ними, а не как время.

Материя постоянно движется с определённой быстротой, а скорость — это расстояние за искусственно созданный ритмичный период.

Особое значение приобретает понятие фазового существования (движения) материи в квантовой теории.

Внесение в определение свойств материи понятия «фаза» снимает постоянно возникающую иллюзию существования времени. Становится ясным, что время — это не природное явление, а феномен человеческого разума.

Феномен времени спонтанно возникает в сознании человека всякий раз, когда он осмысливает продолжительность какого-либо явления или события.

Материя существует в трёхмерном бесконечном пространстве в постоянном относительном фазовом движении.

И, наконец

Человек приходит в мир, в общество с устоявшимися традициями и постулатами. С детских лет человек впитывает понятия, существующие в обществе. Ему психологически трудно подвергать сомнению кажущиеся очевидными истины. Но между «кажущимся» и истиной — дистанция огромного размера.

Великая иллюзия времени кроется в бытовом сознании и простирается до величайших умов науки.

Высказывания о времени:

Альберти Л:

Три вещи принадлежат человеку: душа, тело и время (… e se pure alcuna si pateva chiamare nostra queste erana le sole tre — … anima, corpo e tempo).

Антифон:

Время есть мысль или мера, а не сущность.

Аристотель:

Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время, ибо никто не знает, что такое время и как им управлять.

Зенон Китийский:

Время — это расстояние движения.

Циолковский К.:

Время, возможно, существует, однако, мы не знаем, где его следует искать.

Цицерон:

И в мыслях даже не вмещается, чтобы было когда-нибудь время, когда никакого времени не было.

Шекспир В.:

Время идет для разных лиц различно.

В. Истархов:

На самом деле никакого времени, как реально существующей самой по себе сущности не связанной с чем-либо внешним не существует. А что существует? А существует именно это внешнее — существуют реальные процессы. А время – всего лишь средство их измерения. Время – это “сантиметр” и не более того. Без этого внешнего, время не только не существует, оно теряет всякий смысл.

Так же, как не существует длины, как первичной сущности. Длина – это средство измерения чего-то внешнего, реально существующего. Так же, как не существует веса, как первичной сущности. Вес – это средство измерения чего-то внешнего, реально существующего.

Не будет этого реально существующего, – не будет надобности в понятиях “вес”, “длина”, “площадь”, “объём”, “время”. Все эти мерные категории сами по себе не существуют, они вторичны и привязаны к чему-то внешнему. Вес чего? Объём чего? Площадь чего? Время чего?

Никакое время само по себе никуда не течёт, ни абсолютно, как у Ньютона, ни относительно, как у Эйнштейна. Текут (двигаются) реальные процессы проявленного мира. Не будет процессов, не будет надобности в понятии “время”.

 

источники

http://www.factroom.ru/facts/48212

http://nepoznannoe.org/HTM/illuziy.htm — А. Н. Василевский

Литература:

А. Г. Спиркин, Философия, 2001 г., стр. 253-254.

В. С. Соловьев, «Время», Статья.

И. Ньютон «Математические начала», Поучение, 1687 г.

А. Эйнштейн, Теория относительности, 1905-1916 г.г.

А. Н. Василевский, 1996 г. Теория иллюзионного искусства, стр. 211.

http://www.dailygalaxy.com/my_weblog/2012/07/the-universe-is-timeless-a-radical-theory-weekend-feature.html

Тайм-менеджмент для иррационалов

Авторы: Алексей Ветрюк, Дмитрий Пестряков

Введение

— У вас есть планы на 5, 10 лет? Кем вы видите себя через это время?
— Идите нафиг со своим планированием. Оно мне всю радость жизни портит.


Этот текст посвящен разгильдяям…
Тем, чья жизнь меняется постоянно. Тем, кто не может работать монотонно и пошагово. Тем, у кого постоянный аврал — то в голове, то в остальном мире.
К созданию этой методологии и проведению исследований привела банальная вещь: есть много дел, и мало времени. Были перепробованы классические методики тайм-менеджмента, но результат одинаков: много энергии вкладывается именно в сами техники, и, после какого-то периода (несколько недель или пару месяцев) — когда ослабнет мотивация, или просто отпустит — все эти технологии обязательно летят к чертям. Но планировать все же как-то надо, и не только себя…

Много лет назад серьезные и последовательные пацаны договорились считать себя идеалом и жизненным мерилом. А всех непохожих — считать болезненным и злонамеренным отклонением от этой прекрасной нормы. Стереотипы и традиционные представления о воспитании прямо указывают, что каждый ребенок должен развить в себе упорядоченность, желательно в крайней степени. А переменчивость в настроении и делах — результат безответственного отношения к своим обязанностям учителей и родителей.

Вот список наиболее часто встречающихся стереотипов:

Стереотипы об иррационалах Реальность
Раздолбайство лечится Иррациональность врожденная, и немного снижается к старости
Раздолбаи не могут завершить начатое Научившийся жить со своими особенностями, иррационал отлично завершает дела. Может быть, несколько позже дедлайна…
Не приходят вовремя Если вовремя — каждый день в одно и то же время, то да.
Срывают сроки При неумении работать — да. При умении —  не чаще других.
Разгильдяйство — плохо Кошки — это прекрасно. Просто Вы не умеете их готовить.
Ненадежные люди Не более чем другие, на которых нагрузили неоправданные ожидания.
Необязательные Иррационалы более обязательные, т.к. сами больше других страдают от проблем со своим характером.
Иррационалам часто стереотипно ставят диагноз СДВГ Лечить иррациональность бессмысленно. В данный момент науке не известны ни медикаментозные, ни воспитательные способы превращения иррационала в рационала. Более того, на данный момент не известна причина различия по нальности.

Ответственно заявляю:
Разгильдяи не виноваты в своем разгильдяйстве! И их родители в этом не виноваты!
Это не лечится, это не исправляется!

Разгильдяйство — уничижительное название глубинного врожденного свойства психики — иррациональности.
Врожденная склонность к стабильности или переменчивости — наиболее значимое из всех врожденных свойств человека.
Впервые это свойство описал один известный Карл Юнг в своей культовой книжке “Психологические типы”.

До этого момента нам попадались методики по тайм-менеджменту только традиционного типа. Суть которых в том, чтобы научить человека быть рационалом.
Этот традиционных подход содержит глубинную ошибку.
Суть ошибки в том, что рационалу эти советы и откровения не нужны. Они их и так интуитивно чувствуют и действуют в соответствии с этими рекомендациями еще до прочтения.
А иррационалам почти все эти советы вредны. Ибо практически не выполнимы, или, при попытке следовать им, оказывают исключительно отрицательное влияние на дела.

Я не думаю, что требуется специально приводить примеры рационалов и иррационалов. Уверен, что в жизни любого читателя полно как ярких разгильдяев, так и устойчиво  педантичных рационалов.
Перехожу к теории вопроса.

Теория

Юнг первый выделил рациональность/иррациональность как самостоятельное свойство психики и описал присущие этим типам признаки и особеннности. Но еще до Юнга мы можем найти следы этого свойства в темпераментах Гиппократа.
Холерики и Меланхолики  — иррационалы. Сангвинники и Флегматики  — рационалы.

Соционические авторы выделили несколько базовых проявлений рациональности/иррациональности.

1.      Изменение настроения
2.      Скорость переключения
3.      Работоспособность
4.      Реакция на редкие и частые события
5.      Размер мысли

Рационалы обладают довольно стабильным настроением. Оно меняется не быстро и, как правило, под влиянием внешних причин. У иррационалов — обратная картина. Настроение меняется неожиданно и кардинально. Причем так, что заранее намеченные планы становятся совершенно неактуальными и трудно выполнимыми. Фактически, у иррационала есть два состояния: бурной деятельности и снулой рыбы.

Иррационалы очень быстро переключаются с одного дела на другое. Могут все время работать в режиме постоянного переключения. Рационалам необходимо сконцентрироваться на новом занятии. Плавно войти в процесс. Желательно, заранее его запланировать. Иногда этот процесс занимает долгие минуты, иногда — часы, а иногда и несколько дней.
У меня есть мастер по отделочным работам. Переговоры про самое простое дело происходят минимум в три этапа. Первая встреча никогда не заканчивается договоренностями. Тут можно только обозначить потребность. На второй встрече происходит подтверждение результатов первой. И только на третьей — согласование деталей и принятие решения о начале работ.
Это, конечно, крайний случай, но вполне в традициях рационалов.

Работоспособность рационалов очень ровная и длительная. Они, не торопясь, разгоняются и потом работают много часов практически без перерывов и снижения интенсивности. Иррационалы очень быстро загораются, выделяют море энергии, и довольно быстро устают и теряют интерес. Если для рационала активный период обычно продолжается неделями с перерывами на сон и выходные, то у иррационала такой период редко превышает час — другой.

Исследователь из Вильнюса Калинаускас предложил гипотезу, по которой иррационалы реагируют на единичные события,  а рационалы — только на достаточно часто повторяющиеся. Мне эта идея кажется имеющей право на существование. Хотя я пока не нашел однозначных подтверждений.
По Калинаускасу, единичное событие привлекает  внимание иррационала и с высокой вероятностью приводит к действию. Рационалы же могут довольно долго не предавать значения отдельным сигналам и лишь их регулярное появление принимается как достаточный для принятия решений факт.

Последний признак проявления —  короткие несвязанные друг с другом мысли-высказывания иррационалов и длинные связанные конструкции рационалов.
Это различие сильно напрягает общение. Иррационалы теряют ход мысли рационала. Рационалы же пытаются найти связь между отдельными независимыми высказываниями иррационалов.

Риски

Дела иррационалов  и рационалов подвержены разным рискам. Риски рационалов связаны, по большей части, с неготовностью к реакциям на внезапные и быстрые сильные изменения ситуации. Но подробно мы на них останавливаться не будем, поскольку в этом тексте — другие герои.

1.    Оценка по редким событиям
Выбор целей и планирование, основанные на редких событиях, должны учитывать высокую вероятность того, что условия для реализации задуманного могут не сложиться к дате дедлайна. А возможно, и вообще никогда. Фактически, иррационал всегда находится в состоянии венчурного капиталиста, идеи которого срабатывают один раз из 20.

2.    Риски импровизации
Иррационалы очень часто полагаются на импровизацию. Она у них — сильное место. Однако, любая импровизация чревата высокой вероятностью как отдельных ошибок, так и общей неудачей.

3.    Риски быстрой оценки
У оценки по быстрым событиям есть не только проблема низкой частотности, но и негативная психологическая сторона.  Психологически иррационалы склонны переоценивать значение события. Очень высока вероятность, что через пару дней оценка станет более скромной.

4.    Риски перепланирования
Постоянные иррациональные перепланирования вносят довольно большую вероятность ошибки администрирования. В сложносогласованном проекте, с большим количеством сотрудничающих сторон, постоянные переносы событий  и чекпоинтов провоцируют появление неправильных согласований и последующих срывов работ.

Сильные и слабые стороны иррационалов как работников

Господствующие стереотипы о правильности  равномерного и распланированного труда мешают объективно оценить иррационала как работника.
Рациональные работодатели, видя первые признаки разгильдяйства, ставят клеймо “Не годен” и начинают думать о поиске нового сотрудника, а иррациональные работодатели на эту тему не рефлексируют, потому как избегают наступать на больную мозоль собственной иррациональности.
Мне понадобилось 15 лет медитаций на индекс РТС, чтобы иррациональная травма рассосалась. После этого я смог увидеть истинное лицо иррационала, как работника.
Вот, что у меня получилось:

Проблемы иррационалов

1.    Нет настроения для работы
Вернее, оно то есть, то нет. Нужно это настроение или ловить, или создавать.
2.    Сложно завершить дело
За начальный иррациональный энтузазизм и быстрый старт приходится платить мучениями в конце проекта.
3.    Отвращение к длительным, рационально структурированным занятиям типа учебы и рутинной работы
Да, этого иррационалы не любят. Если Вы хотите иррационала наказать или им проманипулировать  — смело требуйте соблюдения дисциплины.
4.    Проблема с реализацией больших и бесконечных проектов
Чаще всего длительные проекты содержат очень много рациональных элементов, с которыми иррационалам не просто. От иррационала требуется большой опыт по иррациональным способам решения таких задач.
5.    Внезапно заканчивающееся внимание.
Тут главная фишка в том, что его невозможно оживить довольно долгое время. Не раньше обеда или вторника.
6.    Первоначальное завышение значимости и последующее разочарование.
Первое желание иррационала — включиться в ситуацию. Очень часто иррационалы так и поступают. На следующий день все уже видится в другом свете и начинается муторный процесс откатывания назад.
7.    Сложность в выполнении больших проектов и дел.
В основном, из-за незнания своей природы и попыток применять классические рациональные подходы. (С нормальным планированием все получается отлично)

Плюсы иррационалов

1.    Сильная импровизация
Не знаю отчего, у иррационалов получаются отличные импровизации. То ли от того, что мозг взрывается новыми идеями и ассоциациями от каждого нового факта. То ли от того, что иррационалы постоянно попадают в ситуации, когда изменившееся настроение заставляет срочно придумать новый план. И это — результат тренировки функций мозга, ответственных за импровизацию. А может, и  от того, и от другого вместе…
2.    Способность заниматься большим количеством дел одновременно
Иррационалу вообще для этого напрягаться не нужно. Мозги сами все время переключаются и контроль размазывается. В принципе, эту способность к быстрому переключению можно вынести в отдельный пункт.
3.    Способность быстро переключаться и подстраиваться
Иногда очень важно отреагировать быстро, иррационалы это могут.
4.    Изобретательность
В основе процесса изобретения лежит свойство психики выходить за стандартные и стереотипные маршруты. Иррационалы к этому в разы более склонны, чем рационалы.
5.    Много энергии в короткое время
Когда иррационалы работают, они это делают очень быстро. В активном состоянии их интенсивность очень высока. Жаль, недолго…

Есть одна особенность: т.к. процессы у иррационалов идут параллельно, то часто бывают периоды “затишья”, когда от иррационала не видно никаких результатов. Потом это все сменяется резким выстрелом нескольких завершившихся процессов за короткое время.


Рациональные и иррациональные виды деятельности

Иррациональные Рациональные
Проектная работа Бизнес, функционирующий по расписанию
Поиски нового Контроль существующего
Авралы и внезапно Монотонно и однообразно
Импровизация Стабильное качество
Изменения и преобразования Традиции и ритуалы

Обычно в любой профессии есть ниши и для рациональных специалистов, и для иррациональных. Но все же есть определенный дисбаланс.

Иррациональные профессии Рациональные профессии
Пожарные и  спасатели Финансы, бухгалтерия
Строительство Производство
Проектирование Логистика и торговля
Дизайн Инфраструктура. Водопроводы и т.п.
Журналистика Охрана и безопасность
Разработка в IT Эксплуатация в IT
Маркетинг Транспорт
Реклама Общественное питание
Медицина. Особенно экстренная. Животноводство
Реставрация Статистика и учет
Торговля недвижимостью Управление недвижимостью
Юриспруденция Бюрократия

Собственно тайм-менеджмент

Вот теперь, когда мы более-менее рассмотрели теорию, можно перейти к практическим вопросам планирования времени, целей и усилий для иррационалов. Начнем со списка классических ошибок, которые делают иррационалы в попытках запланировать и исполнить дела, игнорируя свою врожденную природу.

Типовые ошибки иррационалов

Ошибки иррационалов Корректное решение
Планирование по максимальной производительности Планировать с учетом пиков и провалов работоспособности
Попытки управлять настроением Следуйте настроению. Оно само выведет в эффективную сторону.
Не замечают конца пика работоспособности Следите за потерей интереса и работоспособности. Переключайтесь.
Отказ от другой деятельности в попытках заставить себя заниматься выбранным. Попытки сконцентрироваться все равно не приведут к успеху. Отказавшись переключиться на что-то менее важное, Вы не продвинете главное и время потеряете тоже.
Планирование равномерного и последовательного действия Выделение достаточного временного пространства для маневра задачами по настроению.
Планирование жестких привязок работ к определенному времени Минимизация жестких привязок.
Попытки быть рационалом Понять свою иррациональную сущность и подстроить под нее формат жизни.
Брать на себя рациональные задачи Делегировать все рациональное.

Ревизия советов традиционного тайм-менеджмента

Иррациональный тайм-менеджмент довольно сильно отличается от традиционного по множеству рекомендаций, связанных с тактикой планирования.  Но в области постановки целей обе методики совпадают — полезно выделить главное и на нем концентрироваться.
Для наглядности, мы свели в небольшую табличку: традиционные советы и иррациональные комментарии.

Приемы ТМ Альтернативы ТМ иррационалов
При составлении плана на день оставить 40 % времени свободным, то есть 60 % времени отвести на плановые работы, 20 — на непредвиденные, 20 % — на спонтанно возникающие При составлении плана на день оставить 80 % времени свободным, то есть заранее запланированные дела не должны занимать более  20% времени.
Необходимо постоянно фиксировать затраченное время. При этом следует указывать, как и на какие нужды оно было затрачено. В результате менеджер, имея полное представление о затратах своего времени, может составлять план на будущее Необходимо контролировать свое настроение и вовремя переключаться на другие дела.
Для составления хорошего плана с четким указанием использованного времени необходимо распределить свои задачи на долго-, средне- и краткосрочные Важно, чтобы до дедлайна Вы успели сделать достаточное количество успешных подходов к задаче.
Основные принципы составления плана: регулярность, системность, последовательность Основной принцип – планировать, исходя из того, что будут пики и провалы в работоспособности.
Для обеспечения реальности планирования следует планировать такой объём задач, с которым менеджер может реально справиться Не рассчитывать на равномерную работоспособность.
Упорядочение заданий Вовремя переключаться между задачами
Принятие решений по приоритетам и перепоручениям Вынести на аутсосринг все, что требует жесткой привязки по времени.
Контроль учета выполненного Контроль настроения
Разделение задач на срочные/несрочные важные/неважные Аналогично

Иррациональный образ жизни.

Концепция иррационального тайм-менеджмента и образа жизни состоит из следующих принципиальных тезисов:

    •          Уважай свою иррациональность и не пытайся стать рационалом

 

    •          Выдели наиболее важные и значимые цели

 

    •          Тщательно планируй в иррациональном ключе (или, хотя бы, не планируй жестко)

 

    •          Следи за настроением и вовремя меняй занятия

 

    •          Делай неприятное в фазу апатии

 

    •          Вынеси на аутсорсинг все рациональное

 

    •          То рациональное, что приходится делать самому, делай внимательно. Уважай чувства и планы рациональных партнеров

Приемы иррационального тайм-менеджмента

1.            Все записывать и создавать многочисленные удобные напоминалки
Быстрые переключения и частые перепланирования приводят к регулярным потерям некоторого количества данных. А поскольку нет жесткой структуры планов, утерянное не всегда можно вычислить логикой вовремя. К счастью, сейчас есть много средств, интегрирующих напоминалки в компьютере, телефоне и интернете в единую напоминальную среду.
2.            Фиксировать идеи и планы
Фиксировать идеи особенно важно. Их много и они забываются. И, при этом, идеи — рыночное преимущество и важный актив иррационала.
3.            Сделать список дел, которые никогда не нравятся
Такой список позволяет осознать зону риска и проявить к ней должное внимание.
4.            Неприятные дела делать, когда нет настроения
Приятные дела хорошо идут, когда есть настроение. Но на неприятные настроение никогда не встает, да и  потом быстро падает. Если уж неприятные дела не удается ни на кого скинуть, то самый практичный способ делать их — когда настроения нет…
5.            Следить за перепадами настроения
Это очень важно. Изменение настроения и потеря интереса должны быть отслежены. И как только это произошло, необходимо изменить занятие. В противном случае, все, что будет сделано после потери интереса, будет сделано плохо. Придется переделывать и время уйдет впустую.
6.            Гибкое расписание
Гибкое расписание — это не только отказ от жесткого планирования. Это еще и большая работа по  построению образа жизни, который позволит такое расписание реализовать. Необходимо построить форматы взаимодействия с рационалами среди партнеров, найти инфраструктуру, подходящую под иррациональный образ жизни.
7.            Гибкий список дел
Поскольку иррационалы все время переигрывают планы, очень важно иметь возможность при этом перепланировании оптимизировать заполнение времени сопутствующими делами. И для этого дела должны попадать в список уже заранее подготовленными. Подготовленными так, чтобы они могли быть реализованы в любой удобный момент.
8.            Частые корректировки планов
Поскольку иррационалы постоянно принимают новые решения, бросают одни дела и хватаются за другие, написанные планы быстро устаревают. К концу недели бумажка с планом на пару лет вперед почти полностью теряет смысл. Важно находить время каждый день, чтобы в длинных планах нашли отражение сегодняшние новости.
9.            Список конечных целей
Если у рационала список конечных целей естественным образом является основой для списка дел сегодняшних, то у иррационала конечные цели часто живут своей собственной жизнью. Важно, чтобы эти цели не забывались в суете и при очередном перепланировании сохранили свое влияние на текущий план.
10.         Ставить не только срок, но и много напоминающих сроков
Выполнение длинных дел у иррационалов происходит за много подходов. На каждую удачную итерацию может быть несколько неудачных. Когда нет настроения и дело не пошло… Важно, чтобы было достаточное количество удачных попыток.
11.         Минимизировать жесткие привязки по времени
Из всех возможных вариантов  при планирования следует выбирать те, которые дадут максимальную свободу маневра по времени.
12.         Отдельный список дел, которые всегда не нравятся
Важно отделить те дела, что должны дождаться настроения от тех, где настроение так и не появится. Для них разные правила. Приятное — по настроению. Неприятное — в любое время, когда настроения нет.
13.         Планирование длинных дел и проектов с учетом пиков и провалов работоспособности.
Для продуктивной оценки выделяемого времени на проект и правильной установки дедлайна, необходимо иметь представление о длительности пика работоспособности, пика апатии и производительности в активной фазе. Для этого можно измерять длительность фаз и собирать статистику по реальным затратам времени на разные проекты. Для иррационалов это все не так просто, как для рационалов, которым достаточно просуммировать затраченные часы.
14.         Усиливать запоминание. «Думать через руку»
Некоторая забывчивость вполне может быть компенсирована любыми стандартными способами улучшения запоминания. Постоянные записи ручкой на бумаге — один из самых простых способов…
15.         Рисовать схемы для улучшения запоминания
Визуализация при помощи схем — тоже неплохой способ усилить качество запоминания. Также это неплохой способ быстрого изменения информации. Mindmaps и иже с ними.
16.         Четко прописывать этапы и связанность в больших проектах
Проблемы с планированием и реализацией больших проектов можно частично решить за счет более качественного планирования. Важно не забывать, что это должно быть иррациональное планирование.
17.         Использовать воодушевление финала для наиболее полного и качественного завершения дела
Перспектива закончить дело и расстаться с проектом вызывает прилив энергии и эмоций. Эту позитивную энергию можно пустить на то, чтобы придумать и реализовать красивое завершение проекта.
18.         Взять паузу после первого пика энтузиазма для более трезвой оценки дела перед принятием решений
Этот очень простой способ принятия сложных решений даже в сказках описан. Так что, грех не воспользоваться. Вообще, авторы планируют проверить и другие народные  мудрости при помощи современных подходов к научным эксперимента. В этом сезоне мы планируем проверить поговорку про высокие трудозатраты при рыбной ловле. Слепые участники экспериментов будут разделены на группы слепыми организаторами, а для оценки результатов планируется привлечь экспертов с ограниченным зрением. Записаться в группы можно в приложении клуба.
19.         Подготовиться к игре на рациональном поле.
Очень полезно заранее определить партнеров и дела, где придется подстраиваться к рациональным формам поведения. Предупрежден — значит вооружен!

Советы рационалам

Надеюсь, читающие этот текст  рационалы уже узнали в этих описаниях некоторых знакомых и их поведение стало чуть более понятным.
Рискну дать вам несколько практических рекомендаций по взаимодействию с иррационалами.

1.      Да, они такие от рождения и их не переделать.
2.      Попробуйте отнестись с пониманием к недостаткам иррационалов.
3.      Особенно к опозданиям и переменам планов…
4.      Дайте им возможность работать по своему странному графику.
5.      Постарайтесь уменьшить количество жестких по времени мероприятий с участием иррационалов.
6.      Делегируйте им иррациональные дела и виды деятельности. Пусть они будут вашими руками в иррациональном мире.

Планирование настроения

Если вы владеете соционикой и умеете типировать, то для вас доступны технологии по включению иррационалов. Для каждого типа есть уникальный ключ, позволяющий с очень высокой вероятностью перевести иррационала из пассивного состояния в активное.

Вот список ключей:

Гексли История про людей
Наполеон Новые люди. Наполеон сразу пытается сконцентрировать на себе их внимание.
Дюма Печальный внешний вид
Есенин Новый интересный человек
Бальзак Теоретическое утверждение или определение
Дон_Кихот Новая нерешенная задача
Жуков Новая цель
Габен Нужно разобраться в какой-то вещи. Или вещь, которую нужно починить. Или интересно технически устроенная.

6 шляп

Техника «Шесть мыслящих шляп», которую предложил доктор Эдвард де Боно — одна из самых распространённых техник мозгового штурма

Этот метод позволяет структурировать и сделать более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.

❇ Белая шляпа: информация
Используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

❇ Красная шляпа: чувства и интуиция
У участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

❇ Черная шляпа: критика
Позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять.

❇ Желтая шляпа: логический позитив
Требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

❇ Зеленая шляпа: креативность
Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет.

❇ Синяя шляпа: управление процессом
Предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

В начале мозгового штурма определяется последовательность шляп. По ходу сессии, участники одновременно «надевают шляпы» одного цвета, согласно определенной последовательности, и работают в соответствующем режиме. Модератор остается под синей шляпой и следит за процессом. Результаты сессии суммируются под синей шляпой.

Эпоха Фриланса

В 2001 г. вышла книга Дэниела Пинка «Нация свободных агентов» (М.: Секрет фирмы, 2005), где расписывался процесс перехода от штатных к временным сотрудникам, живущим от заказа к заказу и работающим на несколько компаний сразу. Но Пинк и представить себе не мог, насколько развитие технологий сейчас ускорит этот процесс.

Главной проблемой становится нестабильность финансового положения независимых работников. Известно, что у фрилансеров нет льгот обычных работников вроде оплачиваемого отпуска. Однако не менее важен психологический аспект гигномики. В недавней публикации Journal of Occupational Health Psychology «Качественное исследование уровня стресса самозанятых индивидуумов» отмечается, что такие люди выпадают из сферы внимания психологии гигиены труда.

Правда, не все так плохо. Фриланс дает ощущение свободы. Моррис счастлива, что может не ходить в офис, а трудиться на скамейке в парке или во время путешествия. К тому же у нее весьма разнообразная работа: «Я работаю с множеством разных людей. И ценю это». Лаура Дэвидсон, поверенный Mental Health Research UK, цитирует одно из исследований: «Фрилансеры и на земле гуляют, и в рай поспевают – у них больше свободы, меньше стресса и больше удовлетворения от результатов труда». Но и тревог у них хватает. Сара Горовиц, основатель американского профсоюза фрилансеров, иронизирует: «Если запускаешь медстрахование для шахтеров, нужно быть специалистом по антракозу (пневмокониоз из-за вдыхания каменноугольной пыли). А если для фрилансеров – то по тревожности».

Новые термины

Многочисленные сайты вроде Fiverr или Freelancer, где можно разместить объявления о своих услугах, придали фрилансерству новый, технологичный облик и обогатили язык понятиями «экономика совместного потребления» (sharing economy) или «гигномика» (gig economy).

Вжесневская согласна, что работа в компании помогает трудовой самоидентификации: «Фрилансерам приходится самим себе создавать структуру, что делает их самоидентификацию более сомнительной и пристрастной». Джанпьеро Петриглиери, психиатр и профессор организационного поведения Insead, как раз занимался этой проблемой. Фрилансеры ответственны за свою работу, у них нет компании, которая их прикроет в случае чего и которую можно обвинить во всех грехах. Это заставляет их чувствовать свою уязвимость.

Именно страх ошибиться – самый большой кошмар Эмили Бретт, фрилансера-консультанта по музыке и ивент-менеджменту. «В каждый проект куда больше вкладываешься эмоционально и лично. Тебя не защищает бренд крупной компании. Если ты завалил дело – вся ответственность на тебе», – говорит она. Петриглиери выделяет два типа страха у фрилансеров: опасение за результаты («Достаточно ли я профессионален?») и экзистенциальную тревогу («Кто я и почему этим занимаюсь? Это кому-нибудь нужно?»). «Когда чувствуешь, что тебя не ценят по работе и положение твое нестабильно, может возникнуть ощущение, что занимаешься ерундой», – говорит он.

Гай Стэндинг – автор книги «Прекариат: новый опасный класс» (М.: Ад Маргинем пресс, 2014). Этим термином называют людей, не имеющих постоянной занятости, трудовые отношения с которыми могут быть расторгнуты работодателем в любой момент. Их товар – они сами, полагаются они на свой ум и сеть контактов, характеризует Стэндинг. Их главная проблема – выгорание: «Живут они бешеной и зависящей от конъюнктуры жизнью». Самоутверждаться могут, работая на износ и ведя крайне активную жизнь. Исследователи на примере одного из нидерландских фрилансеров показали, что количество рабочих часов для него не имеет значения. Но это скорее не трудоголизм, а неспособность разделять отдых и труд, что и приводит к выгоранию.

Один из способов усмирить тревогу – встретить людей, у которых мозги устроены так же, как у тебя. Не только ради спасения от одиночества, но и чтобы вызывать чувство самоидентификации, которое обычно порождается работой на компанию или организацию. Отчасти это объясняет резкий рост популярности интернет-форумов вроде Turkopticon или коворкингов вроде Second Home.

Бретт прошла курс в Escape School, которая помогает людям осознать себя как фрилансеров. Это позволило ей по-новому взглянуть на свою жизнь: «Чем дрожать перед неизвестностью, лучше видеть открывающиеся перед тобой невероятные возможности». В жизни фрилансера все-таки меньше тревог, чем у штатного работника, верит она: «Больше нет пожизненной трудовой обязанности, риска попасть под сокращения, опасения, что компания обанкротится или что тебя подсидят». Пинк согласен с этим: «Если у тебя исчезнет один из многих заказчиков, это горько, но не критично. А вот если у тебя один работодатель и он тебя выгоняет, ты в большой беде. Сейчас уровень тревожности на постоянной работе несравним с тем, что был 40 лет назад».

FT, 25.06.2015, Антон Осипов

Презентация. Алгоритм эффективной публичной коммуникации

 

Тренинг Константина Кишковского

 2 дня

 

Один из главных навыков современного менеджмента

– умение четко и доступно передавать информацию внутренним и внешним клиентам.

Один из главных способов передачи информации

– правильно подготовленная, своевременная, интересная и убедительная презентация. Программа «Презентация. Искусство публичной коммуникации» научит

применять эффективные техники публичной и индивидуальной коммуникации

во всех существующих на сегодняшний день форматах

 

РАЗДЕЛ

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

КОММЕНТАРИИ*

ВСТУПЛЕНИЕ. ПУБЛИЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

ЧАСТЬ 1

 

Вступительное слово. Представление тренера. Представление участников, домашнее задание*. Обсуждение домашнего задания.Суть и специфика публичной коммуникации. Разновидности публичной коммуникации: бриф, доклад, отчет, совещание, круглый стол, мастер-класс, выступление. Компоненты и элементы публичной коммуникации. Интерактивная дискуссия на тему «Опыт публичных выступлений».

 

Практическое задание «Презентация «На руках»** После презентаций – разбор, комментарии тренера и участников.

Понятие «презентация». Этимология и история понятия. Примеры успешных презентаций из мировой и отечественной истории. Форматы презентаций: документальный, индивидуальный, групповой, последовательный, массовый, дистанционный. Сочетание оратор/слушатель.

 

Практическое задание «Презентация «Наглядность»*** с дальнейшим обсуждением.

Голос, интонация, артикуляция, речь, риторика. Разбор данных элементов ораторского искусства, с приведением соответствующих примеров, демонстрацией аудио/видео материалов.

* Не позже, чем за сутки до тренинга, каждый участник получает домашнее задание – подготовить презентацию с общей и профессиональной информацией о себе. Регламент не более 5-ти минут 

 

 

 

 

** Каждый участник получает специфическую тему, после чего, без подготовки и вспомогательных элементов, «на руках», делает презентацию по заданной теме. Регламент не более 1 минуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*** В отличие от предыдущего задания, каждый участник делает презентацию, используя наглядный материал (рисунок, фотографию, картинку, предмет)

ОБЕД
ПУБЛИЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯЧАСТЬ 2  Практическое задание «Презентация «Слайд»* ОбсуждениеСтать, движения, жесты, мимика. Разбор данных элементов ораторского искусства, с приведением соответствующих примеров, демонстрацией аудио/видео материалов.Практическое задание «Групповая презентация «Флипчарт»**

Планомерная передача информации. Управление аудиторией. Интерактивность. Вопросы к аудитории. Вопросы от аудитории. «Друзья» и «враги» ведущего.

* На этот раз каждый участник, без предварительной подготовки, должен прокомментировать 1-2 слайда из материала, пройденного в первой половине дня. Регламент 2 минуты** Работая в группах, участники готовят 5-минутную презентацию с использованием флипчарта
АЛГОРИТМ УСПЕШНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ Алгоритм/этапы презентации: Подготовка, Оценка, Выступление, Анализ.Важность структурной подготовки презентации.Интерактивное задание «Алгоритм»*

Итоги первого дня. Краткий обзор пройденного материала.

*Во время интерактивного опроса, участники, без помощи тренера, пытаются объяснить суть представленных этапов презентации
ПОДГОТОВКА ПодготовкаПредпосылки и причины. Постановка целей презентации. План.Определение и утверждение даты, количества участников. Определение формата. Подготовка места презентации. Работа над презентацией.Практическое задание «Подготовка презентации»*

Место: расположение, помещение, условия, мебель.

Оборудование: проектор, экран/стена/монитор, флипчарт/доска/пленка, подключение, проводка, доступ к сети. Проверка. Репетиция. Материалы: информация, слайды, раздаточный материал, наглядный материал, флипчарт. «Настройка» перед непосредственной встречей с участниками.

* Участники делятся на 3-4 группы. Каждая группа получает общую профессиональную тему (согласуется с Заказчиком). В соответствии с темой, группа должна подготовить и представить название, цели, план и формат презентации с использованием пройденного материала.
ОЦЕНКА ВСТУПЛЕНИЕ

 

Оценка Сценарий. Собственный ресурс и аудитория. Единство и различия. Расстановка силПервый контакт с аудиторией. Вступление. «Кто в доме Хозяин».Практическое задание «Первая фраза»*

Типы участников: «активный/звездный», «прилежный», «проблемный», «пассивный». Методы работы с каждым типом участников.

* Участники, по очереди, предлагают собственный оригинальный вариант первой фразы выступления.
ОБЕД  
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ АНАЛИЗ Структура процесса презентации. Детальный разбор составляющих современной презентации.Докладчик. Индивидуальность. Внешний вид. Настрой. Речь. Голос. Охват аудитории. Опорные точки. Атмосфера. Активность. «Монотонность». Практикум «Индивидуальность»*Раздаточные материалы. Раздал-показал-объяснил. Функциональность и соответствие.

Интерактив. Аудитория, как ресурс. Управление вопросами. Комментарии. Резюме.

Флипчарт. «Отвлекающий маневр». «Разъясняющий» аспект. «Вызов к доске». Фокусировка внимания. Ассоциации. Схемы. Цифры.

Практическое задание «Интерактивный флипчарт»**

Слайд. Отражение информации на слайде. Текст и изображение. Экран – компьютер – аудитория. Аспект визуального воздействия. Примеры «правильных» и «неправильных» слайдов. Заключительный слайд презентации. Резюме.

Анализ презентации. Что удалось? Что улучшить? Как зафиксировать?

Инструкции по выполнению Финального задания

*Каждый участник пытается быстро определить свою индивидуальность, как оратора.*Работая в группах, участники должны «зашифровать» на флипчарте определенную тему и, используя принципы интерактивной коммуникации, представить тему другим группам.
ФИНАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ Участники, с ротацией, делятся на 3-4 группы. Каждая группа получает часть учебного материала данного тренинга в слайдах. За чётко отведенный срок, каждая группа должна подготовить полноценную презентацию учебного материала. Обязательные условия: при презентации должны использоваться все пройденные составляющие; в презентации должны участвовать все члены команды.Проведение презентаций. Обсуждение и комментарии.Общий обзор тренинга. Вопросы – ответы. Пост-тренинговое задание (согласуется с Заказчиком/Руководством).

Вручение аттестатов.

 

Эти забавные вопросы

Раздел «Вопросинг» нашего тренинга «Результативная публичная коммуникация» содержит материалы о том, как профессионально работать с вопросами аудитории. Весьма удивительно, но техника «Ухода от вопросов» пользуется отдельной популярностью. По просьбе наших участников публикуем «9 видов «съезда», которые не включены в официальную версию программы. Автор — Dick’O’Brazz

1. «Отфутболивание». Встречный вопрос: «А что, собственно, Вы, такой умный, думаете по этому поводу?»

2. «Перевод тумблера». Изображается крайне задумчивое выражение лица и выдаётся: «Ваш вопрос натолкнул меня на вот какую мысль…»

3. «Всё сложно». Лицо в соответствии с пунктом 2, фраза: «Здесь не так все просто, как кажется…», ну а затем можно вернуться к пункту 1

4. «Сумбурное уточнение». Задумчиво(пункт 2)-удивленное лицо и куча уточняющих вопросов с комментариями подобными оному из пункта 3.

5. «А какого?…». Выяснить, какие извращенные вымыслы натолкнули вопрошающего на постановку вопроса. Дальше можно обратиться к пунктам 4 и 1.

6. «Неприкрытая лесть» — «Какой глубокий/интересный/серьезный /(и т.п.) вопрос!». Ну а дальше, по ситуации, что-нибудь из предыдущих пунктов.

7. «Научный диспут» — «Давайте все вместе это обсудим». Пока все горячо обсуждают вопрос, включаем пункт 2.

8. «Грубый игнор» — Под нейтральной фразой «Я как-то не задумывался над этим» скрывается «Как вообще приходят в голову такие идиотские вопросы?!».

9. «Обрыв». Если ни один из нижеприведенных пунктов не сработал, нечеловеческим усилием воли подавляется желание ударить вопрошаемого ногой, затем следует вежливая просьба не выпендриваться или еще более вежливое предложение пройти за дверь и «не отсвечивать» на протяжении, как минимум, часа.

Аутстаффинг 2014. Управление экономией. Четвертый квартал

Согласитесь, этот год был самым непредсказуемым за всю историю Украины. И не только в историческом контексте, но и в контексте развития бизнеса. Для большинства компаний это развитие, увы, происходило под знаком «минус». Но вы — оптимисты, вы не сдаетесь, вы учитесь контролировать ситуацию, которая порой меняется ежесекундно и, скрепив зубы, продолжаете управлять бизнесом. Раньше вы управляли ростом, теперь управляете экономией. Экономить — чтобы выжить, выжить, чтобы потом снова расти.

Мы тоже учимся. Учимся помогать бизнесу экономить без значительных потерь. Обращайтесь. До конца года — ставки минимальные.

KeyWord Group

+30 050 310 610 8

keyword@keyword.kiev.ua